четверг, 4 февраля 2016 г.

Рублёвая история


Весь 2016 год мы имеем право чествовать юбиляра, дорогого каждому из нас: в этом году исполняется 700 лет рублю. Хотя свою историю наша национальная валюта начала несколькими веками ранее – ещё во времена Киевской Руси.

По 3 рубля продай…

Конечно, точного дня рождения российской валюты никто назвать не сумеет. А первый намёк на существование рубля учёные углядели в мирном договоре 1316 года, заключённом между развоевавшимися Новгородом и Тверью. 

Это был первый именно что официальный намёк на рубль, обнаруженный в перечислении того, кто кому и сколько теперь серебра должен. 

Видимо, речь шла о рублях новгородских, практически не отличавшихся от популярной в то время серебряной гривны. И тем не менее до тех пор, пока учёные не найдут новых документов, мы и будем считать 1316 ‒ годом рождения рубля.



Серебрянная гривна

Хотя на самом деле он, конечно, куда старше. То есть с рублём получилось примерно как с Москвой, которая взрослее своего официального возраста: ведь она должна была существовать и до того, как в 1147 году её первый раз решили отметить в летописях.
Ну, а про рубль упоминали и до 1316 года, но не официально, а так, между собой. Так, в одной из новгородских берестяных грамот некий Матвей, живший в конце XIII века, выказал хорошее знакомство с рублями.

И вот текст его деловой записки с самым древним из ныне известных упоминаний о рубле:

«Поклон от Матвия ко Есифу ко Давыдову. Вывези ми 2 медведна да веретища да попонь. А к… ажъ водя по 3 рубля продай, али не водя продай».

То есть автор послания просит Есифа привезти ему пару медвежьих шкур, немного ткани и попон, и велит ему что-то за три рубля продать, но только хорошенько поторговавшись!
Его современник, Яков из Вологды, судя по всему, подрядчик, в своей берёзовой записке жаловался, что Самуилу-то рубль заплатили, а ему, то есть Якову, – ни рубля! Вот и ростовщик Селивестр в своих берестяных «деловых бумагах» перечислял клиентов: «У Лунька полтина.

У Захарьи полтина. У детей Алюя полтина. У детей Кузьмы Онисимова две гривны. У Семена Яковлева две цепи ценою в два рубля». Между прочим, упоминаемые Селивестром «полтины» ‒ это тоже рубли, только поделенные пополам: монету разрубали зубилом, а чтобы её потом никто не обрезал, ставили на неё клейма. Только её всё равно обрезали, конечно, поэтому некоторые старинные монеты выглядят какими-то обкусанными и слишком уж маленькими.
Мало того – ещё в одной берестяной грамоте, датируемой вообще первой половиной XII века, упоминается некая «гривенка рублевая». То есть к этому времени наши предки про рубль знали и вовсю им пользовались. Только рубль этот тогда выглядел так, что мы бы его ни за что не опознали. Потому что в то время рубль и правда рубили – его отрезали от гривны, основной денежной единицы Руси того времени.

Гривна, серебряный слиток весом граммов в двести, в быту была не слишком удобна – дорогая, тяжелая, длинная, сантиметров в десять ‒ двадцать, для покупки всякой мелочи не годящаяся.

Вот её и стали нарубать кусками, как колбасу. И получились рубли – такова одна из версий происхождения нашей валюты. Ну а по другой, рубль стал рублём из-за средневековой технологии производства денег: серебро наливалось в форму в два приема, отчего у получившегося изделия на ребре оставалось что-то типа шва, который назывался «руб».

В некоторых славянских языках такое слово всё ещё существует, означая «рубец», «край», «шов». Ну а от «руба» и до «рубля» уже недалеко. В общем, по этой версии наш рубль – это просто «слиток со швом». Впрочем, есть и ещё одна версия, роднящая наш рубль с индийской рупией, монетой, чьё название с санскрита переводится как «чеканное серебро». И правда, звучит похоже.


Сколько денег в рубле?
Впрочем, и до появления рубля серебряную гривну можно было поменять на более мелкие деньги, которых на Руси было множество – ногаты, резаны, веверицы (то есть белки – одна беличья шкурка стоила именно одну веверицу). А в Новгороде XV века главной монетой стал серебряный рубль, по весу мало отличавшийся от гривны: он тянул на 170 граммов, и на него можно было купить прекрасную лошадь, а то и не одну.
В Московском княжестве свои монеты принялись делать при Дмитрии Донском. Тянули из серебра проволоку, резали её на ровные кусочки, потом эти отрезки расплющивали в пластины и довольно небрежно шлепали на них печать. Полученное называлось «деньгой», и таких «денег» в рубле было двести.
Странно, что для производства денег наши предки выбрали именно серебро – металл, которого в то время на Руси практически не добывали. Поэтому для изготовления собственных монет часто приходилось переплавлять монеты иностранные. Основным поставщиком серебра в то время был Новгород, активно торговавший с Европой, – за свои товары здешние купцы получали немецкие серебряные слитки-лепёшки.

Копейка Елены Глинской

Единой денежной системы на Руси тогда ещё не было, свои монеты выпускали многие княжества. Общие для всей страны деньги появились только в 1534 году, когда мать маленького Ивана, пока ещё совсем не Грозного, Елена Глинская, вместе с боярами затеяла первую в истории нашей страны денежную реформу.

Хождение старых и иностранных монет было запрещено, а вместо прежней денежной вакханалии держава получила новую монету – она была в два раза увесистее деньги, и на ней был изображен всадник с копьем.

Вот так на свет появилась московская копейка. И этих копеек в рубле было сто – прямо как сейчас. Да вот только рубль в то время не был предназначен для покупки-продажи, его не чеканили, он существовал лишь как счётная единица, а не как наличность.

Да и зачем при тогдашних ценах могли понадобиться наличные серебряные рубли? При Иване Грозном за копейку можно было купить курицу, а за 80 копеек – хорошую корову. При Борисе Годунове за копейку отдавали воз огурцов, а пятидесяти копеек было достаточно, чтобы построить вполне приличную избу.

Копейки Ломоносова
Наличный рубль появился в 1654 году, при Алексее Михайловиче. Однако и эта монета была сделана из перечеканенных немецких талеров – на них появилось слово «рубль», двуглавый орёл и изображение сидящего на коне царя.

Впрочем, в этом рубле, называвшемся «ефимком», сто серебряных копеек никак не помещалось, серебра в нём было всего на шестьдесят четыре копейки. Так что через год ефимки выпускать перестали, им на смену пришли более полновесные монеты, тоже сделанные на основе талера, но уже не перечеканенные, а с клеймом и получившие название «ефимка с признаками». Видимо, «признаком» был сочтён отпечатанный на монете год её выпуска ‒ 1655.
А первый совсем уже наш рубль возник только в эпоху Петра I: с 1704 года рубль, весивший 28 граммов серебра, делился на сто копеек. Ну, а мелочь ‒ деньги (полкопейки) или полушки (полденьги, то есть четверть копейки) – стали делать медными. Впрочем, попытка внедрить медные деньги предпринималась и при Алексее Михайловиче – но народу это дело не понравилось, и он ответил царю медными бунтами.
При Петре появились и золотые монеты – червонцы, которые ценились тогда в три рубля, а также шестирублёвые двойные червонцы.
С годами менялся внешний вид рубля, менялось и содержание в нем драгоценного металла. Впрочем, эти перемены были совсем не стремительны ‒ в 1764 году серебро в рубле составляло уже всего 18 граммов. Зато таким наш рубль оставался почти полтора века.

Золотой червонец Петра Первого

В эпоху слегка обесценившегося рубля копейка продолжала оставаться вполне достойной монетой. Так, Ломоносов во время своего обучения получал в день полторы копейки ‒ и ничего, выжил, хотя вряд ли мог ни в чём себе не отказывать: всё же времена Годунова, когда копейка равнялась телеге с огурцами, остались в далеком прошлом.

Серебром или ассигнациями?
Тем временем приключения рубля продолжались. В 1775 году семью российской валюты пополнили золотая полтина, пятирублёвый полуимпериал и империал, стоивший десять золотых рублей. Полувеком раньше в ход пускался и медный рубль – чудовище весом больше полутора килограммов: чтобы быть равным серебряному собрату, он просто вынужден был стать таким гигантом. По понятным причинам особого успеха эта валюта не имела.
В годы правления Екатерины II в нашей стране появились первые бумажные деньги – ассигнации. В идеале они должны были быть равны серебряному рублю, но на самом деле стоили куда дешевле, слишком уж много их напечатали. В разное время ассигнации и серебро стоили по-разному, но в среднем за один серебряный рубль давали три – три с половиной бумажных.

Словом, в очередную денежную реформу 1839 года ассигнации решили из обращения вывести, чтобы вернуться к привычному серебру.

Впрочем, не только серебру – попутно изготовили некоторое количество рублей из платины: в двадцатые годы позапрошлого века этот металл обнаружили на Урале, а в то время особого применения у платины не было, так что стоила она сравнительно недорого. Вот и стали из неё делать деньги – трёх-, шести- и двенадцатирублевые монеты.
Но и бумажные деньги никуда не делись. Кредитные билеты конца XIX века были красивы как картинки, технология их производства была передовой, и их легко было обменять на золото – в 1897 году в результате ещё одной денежной реформы в нашей стране вместо серебряного появился золотой стандарт. Он просуществовал до начала Первой мировой войны.
Послереволюционные чудеса
В войну бумажные деньги перестали обменивать на золото. Ну а после революции с российскими деньгами стали происходить настоящие чудеса. Царские бумажки непринуждённо соседствовали с керенками, думками, бонами, чеками, временными обязательствами, собственноручно отпечатанной валютой различных белых армий и вообще непонятно с чем.




Наличность считали миллионами и миллиардами – в общем, какое-то время разумные люди от денег старались держаться подальше, предпочитая им древний натуральный обмен, ну а керенками или какой-нибудь ещё «донской» валютой, как известно, хорошо было разве что стены оклеивать.


Вероятно, страна с такой лихой финансовой системой долго не протянула бы – но в 1921 году Советское правительство выпустило серебряные рубли, равные аналогичным дореволюционным деньгам.





Через пару лет появились советские золотые червонцы, тоже приравненные к деньгам царских времен, вот только золотых рублей в них было уже десять, а не три, как когда-то. Золотыми червонцами, как правило, рассчитывались в международной торговле – для внутреннего потребления оставались рубли серебряные. А потом, в тридцатые годы, серебро заменили никелем.


Современный рубль
Какое-то время у нас ещё были медно-никелевые рубли и полтинники, ну а всё, что крупнее, стало исключительно бумажным. Теоретически советский рубль (после реформы 1961 года) стоил около грамма золота, и официально считалось, что его можно в любой момент обменять на драгоценный металл, однако на самом деле ничего подобного сделать было невозможно. Наш древний рубль стал «деревянным».

Хотя время от времени серебряные, золотые, платиновые и даже палладиевые рубли продолжали появляться на свет – но это были не столько деньги, сколько сувениры. К Олимпиаде 1980 года было выпущено некоторое количество таких драгоценных монет, быстро осевших в коллекциях нумизматов – разумеется, мало кому могло прийти в голову пойти с таким рублём в магазин.
Скорее жив, чем мёртв
После распада СССР, в 1991 году, рубль покатился под откос. Инфляция была такой, что очень быстро исчезла копейка и самой мелкой монетой стал рубль. Потом самыми мелкими деньгами стали десять рублей, а к 1995 году ‒ тысяча.

Деноминация 1998 года срезала с денег лишние ноли, и в нашу жизнь снова вернулись монеты, причём даже копеечные.
Ну, а что происходит с рублем сегодня, все мы знаем. Впрочем, копейки ещё существуют, так что всё не так грустно: наш юбиляр скорее жив, чем мёртв, он просто немного нездоров. Будем надеяться, что он скоро поправится.
Автор: Ольга Волкова 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поделиться с друзьями